в начало

Архив / Как я ничего не увидел


          Однажды мне позвонил Женя и сказал примерно следующее: "У нас тут на фирме два ГАЗ-66-х стоят без дела, может куда-нибудь съездим? Ты же звал в пещеры..." И правда, Женю я звал. Правда, в начале лета, а теперь начинался декабрь 2002 года. С другой стороны, после Нового Года планировалась диггерская экспедиция в Алтайку, заброска была под большим вопросом. А тут такой случай опробовать вариант с тёплым уютным кунгом! Через несколько дней мы созвонились и договорились ехать на праздники 12-го декабря в пещеру Геофизическую, относительно простую и красивую, к тому же, расположеннную недалеко от Алтайской. Женя взялся организовать заброску, я – навеску.
          Время неуклонно текло и приближалось к моменту старта. На мои вопросы о состоянии ГАЗ-66 Женя с энтузиазмом отвечал, что машина – зверь, прошла всю Монголию, сопровождая каких-то итальянских путешественников-мотоциклистов, и, хотя и были мелкие поломки поначалу, но сейчас всё в идеальном состоянии. Надо только немного подделать кунг и печку, чтобы было тепло в любой лютый мороз. Под вполне логичным предлогом удешевления нашей поездки, Женя опрометчиво набрал ещё нескольких левых человек. Это были некто Федя, которого внимательный читатель может знать по "Исповеди отца диггеризма", (увы, тогда я ещё не знал что этот Федя и тот – одно и то же лицо) со своим другом Вовой. С ними же поехала женщина-оператор, имени которой я теперь начисто не помню. Наивная женщина рассчитывала легко и непринужденно снять фильм по гениальному фединому сценарию, а важным атрибутом фильма должны были быть сами пещеры. Кроме того, к нам планировал присоединиться хорошо известный ветеран новосибирской спелеологии Валентин, типа, "показать пещеру", "вспомнить молодость". Сам Женя брал с собой жену Катю и их сослуживицу Вику. Они, надо сказать, составляли весьма органичную троицу: крепкие, приземистые, жизнерадостные. После опроса всех своих друзей и знакомых, способных носить оружие, я же от себя смог заманить в эту поездку только Андрюху.
          И вот, наступил морозный день отъезда. Установилась ясная солнечная погода с -30°C за бортом. По плану в 20:00 Женя со всей городской компанией должен подъехать к нашим академгородковским выселкам и подобрать нас с Андреем. Как обычно прокопавшись гораздо дольше положенного мы, наконец, спаковываем вещи, а Жени всё нет. Звоню ему на сотовый. Они ещё и не думали выезжать, всё ещё доделывают с водилой печку и утепляют кунг. Ну что ж, от нечего делать решили пока пойти в ближайший бар "Пропеллер" пропустить по кружке пива, моя жена Ира пошла составить нам компанию. Проходит время: час, два, три... Перезваниваюсь с Женей, они всё ещё что-то чинят. Наконец, ГАЗ-66 выехал из города. Как только мы вернулись домой, к рюкзакам, Ира внезапно заявила, что она тоже хочет ехать. Под влиянием момента (и экстрактивности начального сусла) я поддался. Быстро набираем ещё один рюкзак тёплых вещей и остатков полупригодной снаряги.
          Первое, что мне не понравилось, когда мы вышли из подъезда – ГАЗ-66 с откинутой кабиной. Познакомились с водилой, за глаза его все называли Киселём. Двое их, братьев Киселей. Оба заядлые автомототуристы, но это всё выяснилось заметно позже. "Какие-то проблемы, шеф?" "Не, ерунда, всё в порядке. А у вас случайно тряпок нет?" "???" "Щели в кабине заткнуть, а то что-то дует..." Тряпок у нас не было. Андрей исчезает в тёмных недрах кунга, а мы с Ирой садимся в кабину, чтоб выскочить, занести в общагу ключи от квартиры парню, который присмотрит за котом. В кабине, даром что на движке сидишь, колотун почти как снаружи. Заносим ключи и перебираемся в кунг. Тут темно, тесно и холодно. Окна залеплены наледями, на стенах иней. Федя с Вовой пьяны в зюзю. Забегая вперёд, надо сказать, что до самого возвращения нам так и не удалось увидеть искры разума в их глазах. Их спутница уже забилась в уголок с вытаращенными глазами в обнимку с огромной полупрофессиональной камерой. Поехали! Время 02:00.
          Кто-то сетует на знаки, ограничивающие скорость до 60км/ч, кто-то считает, что до 120 легко справится с управлением, кто-то разгоняется на трассе до 160-180. Наш стальной конь разгонялся только до 40км/ч. Разгонялся он недолго, через полчасика, на въезде в Бердск, вырубился генератор. Пока это было установлено, аккумулятор успел сесть. Я вышел узнать в чём дело. Раскрасневшийся от мороза счастливый водила уже ковырялся в генераторе. "Да, фигня, сейчас махом починим! А аккумулятор запасной есть." Действительно, довольно скоро двинулись дальше.
          Рассвело, солнце постепенно приподнялось максимально близко к зениту, насколько оно вообще умеет это делать в декабрьской Сибири, и вот, часов через 12 пути, преодолев космическое расстояние в 350км, наша компания торжественно въехала в славный город Бийск. Валентин уверенно пересел в кабину, чтобы показать путь к прекрасной дешёвой столовой, где мы сможем отобедать. Ни до, ни после этой поездки я не видел этого заведения, не имею ни малейшего представления где оно находится. Там можно было лицезреть самые низины босяцко-люмпенского уголовного мира. Опустившиеся зэки и вдупель пропитые алкоголики с трудом сидели по грязным лавкам. Особый эффект вызвало появление Андрея в милицейском бушлате. В то время как Федя с Вовой выясняли у местной представительницы известной профессии нижний предел расценок (всё-таки тарелка лагмана или 50 рублей?), Андрей пытался объяснить, что в Сиблаге он в охранке не служил, и подсевшего товарища видит впервые. А за 50 рублей Женя купил в киоске для интереса бутылку "Киндзмараули" с этикеткой, распечатанной, видимо, на допотопном матричном принтере. Оказалось – не отрава, вполне безвредный компот.
          На выезде из Бийска Кисель остановился у автомагазина прикупить кое-каких запчастей. Не успел он и дверь открыть, как сзади, под кузов, прилетел жигуль по самое лобовое стекло. Капот искорёжен, стекло вдрызг, но – сам виноват. ГАЗ-66 лишился лишь лесенки, по которой забирались в кунг.
          Езда в кунге – по-своему, захватывающее занятие. Никогда не знаешь где ты, что с тобой происходит, день ли, ночь ли и не на волосок ли ты сейчас от какого-то нового волнующего приключения. "Всякое бывало, но так я ещё никогда не ездил!" – сообщает Валентин, вваливаясь в кунг "погреться". Оказывается, водила на ходу с головой влез в мотор и, увидев в нем что-то интересное, вообще бросил руль. Валентин вцепился в него, когда машина уже скатывалась в кювет, и, тем самым, спас нас от сальт, морталей и других петель Нестерова.
          Следующая остановка вырывает меня из дрёмы под кучей расстеленных спальников. Выбравшись наружу, с накатившими апатией и безразличием узнаю, что потекла гидравлика. Кабина откинута, жизнерадостный энергичный Кисель копается в трубопроводах по локоть в маслянистой жиже. В отдалении видна окраина села. Какого – никто не знает. Вечерело...
          Поворотный момент наступил, когда на небольшом подъёмчике, на хорошо укатанном отворотке к Черемшанке, после того как был включён второй мост, выкипел тосол. После этого стало понятно, что на плато мы не въедем ни в коем случае ни за какие коврижки ни за что на свете, а пешком идти никто не был готов морально, да и физически: ни лыж, ни бахил, ни палатки. Всё было рассчитано на жизнь и передвижение в тёплом уютном кунге. Но покамест... не ночевать же на дороге! Ночь, мороз, яркий свет луны. Несколько человек суетятся вокруг примуса, стоящего на бампере ГАЗ-66, застывшего на косогоре, топят воду для радиатора. До Черемшанки мы всё-таки доехали.
          Той же зимой я ещё раз приезжал в Черемшанку, в конце января. Местные нам с энтузиазмом рассказывали про каких-то идиотов, которые прикатили чегой-то аж с самого Новосибирска, поночевали, да и уехали несолоно хлебавши. Чего хотели – бис его знает... Я скромно отошёл в сторонку, делая вид, что про идиотов слышу впервые. А тогда, в декабре, все были страшно довольны гостеприимством мараловодов и местной четы деда с бабкой. Ехать тотчас назад было невозможно: водила не спал уже двое суток. Да и никто не был против поспать в тепле.
          Наутро женщина-киношница смогла, наконец, расчехлить свою камеру и поснимать маралов и мараловодов. Федя с Вовой решительно схватили лыжи и, нетвёрдо передвигая ноги, полезли кататься на окрестных косогорах, неустанно поддерживая свою невменяемую форму. Назад тронулись уже ближе к обеду. Через каждые 300-500 метров слетал со шкивов надорванный ремень, что заставляло сидящих в кабине выходить на мороз любоваться видами, пока ремень водружался на место. В Сарасе Кисель прикупил новый ремень, и, казалось, теперь мы неудержимо должны были двигаться к дому. И двигались! Неудержимо.
          До Бийска оставалось 13 несчастных во всех смыслах километров, когда, шутя и подпрыгивая, левое заднее колесо отделилось от места своей постоянной дислокации и укатилось в темноту встречной полосы. По словам очевидцев, из кабины был сногсшибательный вид: раскалённая полуось высекала снопы искр из асфальта, раскрасневшиеся осколки подшипника углями разлетелись в чернеющий космос, а встречная японка металась по встречной же полосе, безуспешно пытаясь уйти от столкновения с инородным свободно катящимся колесом. Единственное, что заставило слегка померкнуть широкую счастливую улыбку Киселя – это претензии водителя машины, врезавшейся в колесо. После того как им удалось договориться, Кисель вернулся к машине, окинул её взглядом и радостно сообщил: "Это не страшно. У нас уже было такое в диких степях Чёртекаких гор Тридевятьземелья. Надо делать лыжу! Срубите-ка бревно сантимеров 20 толщиной." Федя и Вова восприняли этот призыв с необычайным энтузиазмом и тотчас отправилась в придорожную лесополосу стучать топором. Через полчаса выяснилось, что они зачем-то рубят дрова и ветки с целью, которая и по сей день осталась загадкой. Тем временем Женя, который официально является чуть ли не штатным сотрудником МЧС, позвонил по сотовому в Новосибирск, и договорился, что те вышлют за нами машину в Бийск, а пока из Бийска местное отделение МЧС пришлёт машину непосредственно к нам. Сотовая связь в Бийске появилась ровно за неделю до нашей поездки... Лыжу мы всё-таки вырубили, впятером взгромоздили за кабину колесо (не пытайтесь повторить это у себя дома в одиночку!) и двинулись потихоньку к Бийску, когда нас и впрямь подобрал УАЗ-ик бийского МЧС. Кисель, впрочем, вполне успешно доехал на лыже до конторы за пару часов. В Новосибирск вернулись все на мчс-овском УАЗ-ике на следующее утро. По пути Кисель клятвенно заверял нас, что выпишет всем выполненный маршрут первой категории сложности по автомототуризму.
          А Геофизическая? Я в ней не побывал до сих пор, был лишь у входа. Красивая, говорят, дыра!

основано на реальных событиях: "Автопробег '2002"
Дима Шварц, 19.09.2005 © Novosibirsk Diggers

в начало