в начало

Проект Сумульта
english | russian


Общие сведения
          Алтай – это большая система горных хребтов, расположенная на стыке России, Казахстана, Монголии и Китая. Карст Русского Алтая исследуется уже очень давно (см. "Спелеологические исследования на Алтае", В.К. Вистингаузен, 2004), но все усилия сосредоточены в низкогорье северного края горной страны. В основном это высоты около 1000 м н.у.м., населённые районы, охваченные народохозяйственной деятельностью. Относительно неплохо обследованы также самые близкие окрестности Чуйского тракта – главной транспортной артерии Алтая, пересекающей горы с севера на юг до монголькой границы. Перечень крупнейших известных пещер Алтая представлен здесь. В то же время очень слабо обследованы внутренние хребты Алтая. Самые высокогорные южные хребты – Катунский (г.Белуха, 4506 м), Северо-Чуйский (4173 м), Южно-Чуйский (3936 м), Сайлюгем (4374 м) – не содержат карбонатных пород, а вот хребты центральной части – Теректинский, Коргонский, Бащелакский, Чергинский, Сальджар, Айлагушский, Сумультинский, Иолго – которые не так высоки, но всё же достигают 2500 м, часто пересечены полосами древних известняков и мраморов. Один из крупнейших по площади известняковых массивов располагается в истоках правых притоков Катуни, рек Айлагуш, Кадрин и Сумульта. См. рис.1.


Рис.1 Русский Алтай. Основной привлекательный объект – известняки в истоках Кадрина и Сумульты – весьма труднодоступны без привлечения авиации.

Подробнее
          На геологической карте масштаба 1:200000 массив обозначен Snbr (см. рис.2), что соответствует Баратальской свите Синийского комплекса. Это преимущественно известняки, очень старые, возрастом 650 миллионов лет.


Рис.2 Геологическая карта с обозначенным на ней обсуждаемым массивом известняков. Большая картинка открывается по клику (3.7Мб!).

          Единственная группа спелеологов, побывавшая в этом районе – команда под руководством Г.Максимова. Группа дважды (1990, 1991 гг) забрасывалась вертолётом на плато, расположенное на правом берегу Кадрина и пыталась вскрыть пещеру, дренирующую плато к крупному источнику в долине Кадрина (см. "Карст и пещеры центра Горного Алтая", Максимов Г.М., 1993 и "Моя алтайская поисковая деятельность", Максимов Г.М., 2008). Одна из этих экспедиций закончилась пешим недельным переходом вдоль известнякового массива от долины Кадрина к Чуйскому тракту в районе с.Акташ. (Второй раз группа выбрасывалась вниз по долине Кадрина, что тоже занимает около недели). Маршрут группы отмечен на рис.3.


Рис.3 Примерный трек поисковой экспедиции Геннадия Максимова. Большая картинка открывается по клику (1.2Мб).

          Хотя группа Максимова не обнаружила крупных пещер (длиннейшая – п.Кадринская, 51 м), автор пишет про безымянный хребет, междуречье Кадрин-Сугары: "Количество разнообразных воронок огромно", конец цитаты. В то же время, в северной части хребта потенциал до базиса эрозии (долина р.Кадрин) достигает 1 км. Таким образом, нашей главной целью является поиск глубоких пещер в междуречье Кадрин-Сугары (далее будем называть его просто Хребет).
          Главным препятствием в исследовании всего известнякового массива является его труднодоступность. Известняки, карстующиеся и с хорошими превышениями, продолжаются и дальше, на север от Кадрина в верховья Б.Сумульты, но без вертолёта можно надеяться заброситься заведомо не делее Кадрина. Этим определяется выбор Хребта как основной цели: есть надежда на относительно дешёвую вездеходную заброску + наличие километрового превышения, пусть только на самой северной оконечности Хребта. Обычной городской автомашиной можно доехать до Акташа. Вездеход-грузовик, вероятно, может забросить спелеологов до долины р.Есконго (см. рис.4).


Рис.4 Реалистический и оптимистический маршрут вездеходной заброски. На врезках представлены фрагменты с крупномасштабной карты, на которых видны воронки на вершине и отрогах Хребта. Видно, что наиболее крупные карстовые формы, котловины, поноры сосредоточены в южной части, где превышения над местным базисом эрозии не слишком велики (300-500 м). Большая картинка открывается по клику (1.3Mb).

          По неподтверждённым данным, вездеход типа ГАЗ-66 может проехать в верховья р.Сугары. В этом случае есть надежда, что весь Хребет доступен для заброски, поскольку он расположен выше границы леса и по свидетельствам Геннадия Максимова задернован, не покрыт кустарником, удобен для пешего. Если же от Есконго подниматься пешим ходом, даже у сильной команды маршрут до северной оконечности Хребта займёт 3-4 дня.
          Ещё одно препятствие освоению Хребта – отсутствие наверху дров и воды. По свидетельствам первопроходцев, это представляет серьёзные трудности.

Сумульта-2010.
          Главная цель планируемой экспедиции – это начало исследования "нового" карстового участка. То есть, отработка заброски в этот район, изучение возможностей установки лагеря, поверхностный поиск пещер, пробные раскопки перспективных объектов. Рассматриваются три сценария: 1) оптимистический, 2) реалистический-жёсткий, 3) реалистический-матрасный.
          Оптимистический сценарий подразумевает заброску вездеходом на северную часть Хребта, решение проблемы с дровами (лагерь ставится слегка на склоне, в зоне леса) и с водой (удаётся найти провал со снегом, родник, пещеру с водой). В этом случае всё время экспедиции используется на благо спелеологии: поисковка, раскопки. На дорогу тратится 4 дня: день по трассе до Акташа, день на вездеходную заброску. И обратно. Такой сценарий, разумеется, повлечёт наибольшие транспортные расходы. По самым предварительным оценкам, один рейс ГАЗ-66 обойдётся ~15000 р. Реально, этим маршрутом никто никогда не ездил, цена может измениться драматически. Для сравнения, рейс вертолёта из Горно-Алтайска, по предварительным данным, обойдётся в 10 раз дороже.
          Реалистический жёсткий сценарий – это заброска только до р.Есконго и последующий пеший подъём с грузом на Хребет, пеший переход до намеченного района. Как минимум, 10 дней экспедиции уйдёт на заброску-выброску, но перспективы выбранного по картам района с большими превышениями всё-таки удастся наскоро оценить.
          Реалистический расслабленный вариант означает заброску до Есконго, установку там лагеря и неспешное обследование южных отрогов Хребта, заключённых между долинами р.Есконго и р.Чулей. Тут не так велики потенциалы, зато есть крупные воронки и котловины с понорами, в отличие от верхушки Хребта, где воронки сухие и мелкие. По мере разведки южной части Хребта на предмет перспектив и места для лагеря, можно переместить лагерь из долины Есконго поближе к перспективным объектам. Отдельный отряд (пара человек) можно отправить в автономный многодневный поиск с минимумом снаряжения для осмотра северной оконечности Хребта для задела на будущее.
          Предполагаемое время проведения экспедиции – конец июля, начало августа, продолжительность 15-20 дней. Очень предварительно, даты: 24.07-13.08.2010.

До встречи на Сугары!
Дмитрий Шварц, Юрий Шварц, 05.01.2010


в начало