в начало

Пещеры / им. А.Королёва / Описание

сухой лог, у входа          Подходы. До станции Нанхчул можно добраться на поезде Новокузнецк – Абакан, либо на электричках. Поезд приходит в 03:50 ночи, электричка – днём. Станция (несколько домиков) находится сразу за длинным ж.д. тоннелем. Надо перейти речку Портал на левый берег и идти по укатанной дороге вниз вдоль речки по направлению поезда. Не доходя первого мостика, с дороги следует свернуть налево в первый же (и единственный) лог, вверх по логу видны достаточно высокие скальные выходы известняка. По дну лога идёт старая лесовозная дорога. После того как подъём начинает выполаживаться, направо есть заросший отворот, игнорируем его. Ещё одна развилка после окончания подъёма, надо сворачивать налево, по менее накатанной дороге. Некоторое время дорога идёт по ровному плато, выходит на обширную поляну и подходит к Сухому Логу. Он справа, в лесу, по дну течёт ручей. Главное не сворачивать с дороги слишком рано в непролазные заросли кустов. Тропинки к пещерам фактически не видно, она сильно заросла. В полсотне метров от дороги, в правом борту Сухого Лога находится п.Туманная. Рядом следы стоянок, заросшие бревенчатые нары. Вверх по ручью ведёт тропа к п.им. Королёва, до неё метров сто. Вход в пещеру на другом, левом берегу, буквально в трёх метрах от воды.

вход          Пещера. Вход в пещеру располагается под нависающим растрескавшимся скальным выходом, который выглядит несколько непрочным. завал Вниз ведёт неширокий спуск ~5 м, укреплённый брёвнами, и выводит в вертикальный камин ~7 м в мощном тектоническом разломе, уходящем вдоль лога. Внизу закреплена верёвка, уходящая в узость к уступчику ~2 м, особой необходимости в ней нет. Выходим в расширение. Дальше нужно пролезть в неширокую дырку под тот ход, которым пришли, и выйти в небольшой наклонный зал. От дырки на 5-7 метров вниз под ногами по полу идёт монолитный блок, изборождённый каррами. Метрах в трёх от дырки и до основания блока есть несколько альтернативных входов в завал под правую стенку. Если их проскочить, то, спускаясь прямо вниз, можно выйти в гротик, под которым в камнях журчит ручей, а направо вверх стеночка ~3 м ведёт в древний тупиковый меандр с натёчкой. Также вниз уходят многочисленные тупиковые ходы в завале, а если забрать влево, то можно выйти в гротик с интенсивной капелью и ручьём.
         Вернёмся ко входу в завал. От основания блока пролазим под правую стенку в расширение, тут лежит пень. Вниз под стенку идут ходы, но нужно лезть не под стену, а под завал, под висячий камень. Ход в завале довольно длинный и неочевидный, в верхней части возможны варианты. Ниже ход поворачивает вправо и подводит к коренной левой стенке, появляются потёртые камни, путь становится очевиднее. Ход оканчивается расширением с первыми следами глины, вниз ведёт каминчик ~3 м к траверсу над колодцем ~15 м. Траверс проходится в распоре, однако после первых 10 м есть страшное место, где надо перейти с правой стены на левую. Необходимы перила ~15 м, но нет крючьев.
         После траверса ход простой и очевидный, старый меандр, сперва полого, а потом всё круче идёт вниз. В одном месте под ногами справа оказывается забавная полочка – глубокое гуровое озерцо, в другом стена меандра – спрессованная глина с галькой. В конце ход выпадает круто вниз в грот "Пирамида". Сверху справа налево по глыбам и гальке течёт ручей. За ручьём высится устрашающий клин высотой несколько метров из прессованной глины, гальки и глыб. Приспускаемся по осыпи вниз, огибаем клин, за ним течёт ещё один ручей. Ручьи текут в систему "Спасателей". Немного проходим вверх и лезем в дыру под левую стену. Вниз по осыпи приходим к новому ручью в гроте "База". Спускаемся по речке, но вовремя сворачиваем вправо в сухой ход с плотной глиной на полу. Ход довольно длинный, идёт вверх-вниз, почти горизонтально, выводит в большой грот "Дюны"
"эхо"          В "Дюнах" налево идёт круто вниз глиняный склон. Направо вверх можно подняться и выйти на "перевал", чуть не доходя его слева выровненные площадки под базу, а за "перевалом" – течёт речка. Если же, выйдя в "Дюны", идти по склону траверсом, на одном уровне высоты, пересечь грот, то просторной галереей выходим к гроту "Эхо". "мумми-тролль" Перед гротом справа и слева озерца с глинистыми бережками. Грот очень высокий, с красивой белой натёчкой, вдоль неё из недопройденной трубы свисает верёвка. Из "Эха" идём галереей и залазим направо в окно. Висит верёвка, но и без неё элементарно ходится пешком. Ход со сталагмитами, сталактитами и гурами ведёт через сыроватую горизонтальную узость к гроту "Мумми-Тролль". Вниз ведёт катушка, висит верёвка, но в ней нет особой необходимости. На 07.2004 дно грота залито водой, но по правой стенке можно пройти в резиновых сапогах. По показаниям очевидцев уровень воды летом может повышаться на 5 м. Из "Мумми-Тролля" поднимаемся вверх и выходим в очень большой зал "Андерграунд". Если идти прямо и не сворачивать, то упираешься в "Коммунистический тупик", тут кто-то копал горизонтальный шурф, рядом слеплена крепость метровой высоты, с большим количеством деталей. Озеро в дальней части "Андерграунда", перед калибровкой "Час пик" на 06.2004 оказалось также разлившимся, с уровнем воды выше колена... Посему о том, что находится за этим непреодолимым препятствием можно судить лишь из части второй, великанской.

Шварц Дмитрий, 07.09.2004 © Novosibirsk Diggers

Часть вторая, великанская

Пещера находится в 3-х км севернее станции Нанхчул (ж/д Новокузнецк-Абакан) в верховьях Сухого Лога (правый приток р.Аскиз). Щелевидный вход находится в левом борту лога в 5 км от русла ручья. Выше входа по логу на 50-60 м проходит контакт массивных крупнозернистых мраморов, в которых заложена пещера, с сиенитами массива г.Намштак, слагающими водосбор пещеры площадью несколько квадратных км (что, несомненно, дало благоприятные гидрогеологические условия для образования пещеры). Превышение входа от места предположенной разгрузки – 180−200 м, расстояние 2,5−3 км. На протяжении 800 метров вниз по логу пещера контролируется тектоническим нарушением, по которому заложен и лог. Почти все водотоки пещеры связаны с поглотителями в днище лога. В пещере 6 постоянных водотоков (ручьи в системе "Спасателей", "Каньоне", "Дюнах" и притоки гр. "Большого") и столько же временных (гр. "Пирамида", "Дюны", "Мумми-Тролль", "Эхо" и др.) Часть пещеры от входа до грота "База" ниже слияния с "Каньоном" представлена крутонаклонными обвальными гротами и искусственными проходами в глыбовых завалах (внимание!, передвижение строго по натоптанной тропе, лучше с проводником) и 2-3 древними эрозионными уровнями: старый меандр ниже привходового завала и верх системы "Каньона"; также древний и современный уровни системы "Спасателей".
         С грота "Дюны" начинается система древних, хорошо проработанных галерей, частично заполненных отложениями глины (сечения до 20×10 м). Во многих местах в понижениях вдоль стены, прососках и провалах можно проследить современную гидросистему, заполненную глиной и непроходимую для человека. Можно насчитать до десяти таких участков гидросистемы, где вода, выходя из завала, через несколько метров уходит в сифон или завал. Вода подходит к галереям по разветвленной системе притоков (гр. "Дюны" – "Молочные реки" – гр. "Большой"), берущих начало из-под Сухого Лога, примерно в 400 м ниже входа в пещеру. Предполагаемая связь с п.Туманная хорошо усматривается по топосъемке. Прослежен также сброс мощной тяги воздуха в верхней части системы "Каньон", очевидно, что эта же тяга видна в п.Туманная (после раскопок проходов в п.Королева эта тяга значительно усилилась, общее сечение продушин в снегу на входе в п.Туманную достигает 6 м). Автор уверен, что соединение пещер – дело ближайшего будущего, хотя этому могут помешать и опасные крупноглыбовые завалы.
         Особо следует коснуться отложений глины, количество которой в пещере не поддается никакому описанию. Очевидно, что пещера, будучи уже проработанной, в какой-то период своего развития регулярно затапливалась вероятно ледниковыми водами на высоту 30−40 м выше уровня древних галерей. На сам факт затопления мутными глинистыми потоками указывает наличие глины (слой до 5 мм) на стенах, своде и натеках (кое-где, особенно в местах постоянного тока воздуха образовались даже сталактиты из глины длиной до 8−10 см), а на периодичность процесса – отложения глины на камнях пола галерей мощностью до 0,8−1 м (глины очень тонкослоистые, четкое чередование более толстых светлых и тонких – темных слоёв, от 1 до 3-х пар на 1 мм среза). В непотревоженном состоянии глина выглядит высохшей (плотная, с трещинами усыхания, легко ломается и т.д.). Но стоит надавить на нее, переместить кусок глины, как через несколько минут она расплывается полужидкой вязкой массой. Это явление сильно затрудняет раскопки и прохождение пещеры (по тропе, где первооткрыватели прошли "аки посуху", последующие посетители чавкают по щиколотку в грязи, с каждым шагом перемещая на сапогах 10−15 кг глины). Любопытно выглядят также находящиеся на различных уровнях в потолке галерей и гротов чистые, не испачканные глиной куполообразные пузыри, где в моменты затопления оставался воздух, не дававший воде затопить пузыри.
         Пещера должна продолжаться по уровню древних галерей, наиболее логичное продолжение следует искать вдоль левой стены гр. "Oblomov city". Перспективно также направление системы "Лепрозорий", где есть сильная тяга воздуха (зимой из системы), настораживает лишь резко восходящий характер системы. Искусственно созданные узкие проходы в завале привходовой части, а также горизонтальный шкуродер "Час Пик" предъявляют серьезные требования к габаритам посещающих пещеру спелеологов (автор, к примеру, через 5 лет после открытия всё с большим трудом приникает в дальнюю часть пещеры, иногда снимая верхнюю одежду).
         Серьезную опасность представляют также "живые" глыбовые завалы в привходовой части и восходящих системах Притоков. В первом случае категорически рекомендуется перемещение участников и груза только по набитой тропе; во втором - отказ от посещения опасных участков, к тому же не добавляющих ничего к логическому прохождению пещеры.
         Почти вся пещера проходится без снаряжения (траверс над колодцем после завала в привходовой части – 15 м удобных распоров; стационарная веревка на катушке из гр. "Эхо" – 8 м; стационарная верёвка на спуске в гр. "Мумми-Тролль" – 6 м). Снаряжение необходимо лишь для прохождения камина 8 м перед ходом "Милкин Way" (3 крюка, 15 м веревки), чтобы попасть в систему Диггеров.
         Хочу пожелать удачи и успешного прохождения всем, кто заинтересуется и решит посетить эту своеобразную пещеру.