в начало

Пещеры / Тузуксу / Описание

Подходы. До станции Бискамжа ветки Новокузнецк - Абакан можно добираться либо на электричках, либо ночным поездом. По тупиковой ветке Бискамжа - Вершина Тёи ныне ничего не ходит. До станции Тузуксу, километров 10-15, теоретически можно подъехать на неуловимой вахтовке. От станции надо пройти ещё 0.5км вдоль путей до пары домов и повернуть направо вверх по логу. На 01.05.2002 в этом районе всюду лежал снег от по колено до по пояс, дороги видно не было, однако вверх вели следы предшественников. Спальный грот Дорога идёт по левому берегу, затем переходит на правый, на трети пути справа лежит большая железная бочка. В тот момент, когда слева на верху склона ненадолго проглянет голая вершинка с выходами известняка, надо сворачивать к ней с дороги и подниматься на правый (орографически) борт долины. Нижняя часть склона покрыта лесом, выше - вырубки и кустарник. Вход в пещеру расположен выше леса, в нижней части маленькой ложбинки правее самой левой из голых известняковых вершинок. В этой самой левой вершинке, наверху находится т.н. Спальный грот.

Пещера. В мае 2002 года вход был полностью забит снегом, но кем-то прокопан. Якобы у входа должна быть мемориальная табличка. Вход неширокий, сразу за ним большой грот "Озёрный". В 05.2002 тут сильная капель, жить негде. Справа озеро. Обходим его слева по сильно покатой полочке. По горизонтальной щели попадаем в грот "Второй" ("Хозяин"). Сразу налево низкий ход с мелкими озерцами, гурами ведёт в грот "Старый", из него вверх нехоженный разлом.
         Спускаемся во "Втором", вниз уходит какое-то окно с застрявшей поперёк глыбой. В самой нижней части грота под правой стенкой узкий отвесный ход вниз - это начало "Каскада". Не доходя до этой дыры двух метров вниз уходит узкий лаз, через который можно легко спуститься в первый уступ "Каскада". Далее следует второй и третий уступы 5-7м. Лазанье свободное, нужна страховка. Между вторым и третьим уступом небольшая наклонная полочка. Со дна "Каскада" вниз круто идёт красивая катушка "Молочная Речка", приводящая в грот "Первомайский". Сюда же можно попасть ещё более простым путём.
белые потёки          Из "Второго" грота левее и выше входа в "Каскад" уходит довольно узкий ход в грот "Пистолет". дно Грот очень большой, вверх уходят трубы, капель, всюду много натёчки, по стенам длинные белые потёки. Зайдя в грот, перед огромными глыбами сразу вправо вниз через неширокий проход попадаем в большую галерею, ведущую опять же в грот "Первомайский". Не доходя грота налево идёт галерея с натёчкой к сифону - дно пещеры.
         В дальнем конце "Пистолета" внизу ход в "Яму дураков" - тупиковый отвес. Чуть выше ход, ведущий к полусифону. Если же над ходом в "Яму дураков" подняться к коническому сталагмиту "Ракета" на глыбе и пройти от него горизонтально влево по полке, попадаем по короткому ходу в маленький грот "Фараон", тут гладкий чистый пол. Из "Фараона" вверх по узким ходам в завале через пару расширений можно попасть в восходящий грот "Обвальный", причём путь не единственный. Из расширения в завале под "Обвальным" по пошорканному горизонтальному ходу можно выйти к окошку в колодец 10-15м, вероятно он ведёт в предпоследний грот перед озером "Глубоководным". Если в "Фараоне" пролезть вниз в дыру, направо вниз приходим к упомянутому раньше полусифону, но с другой его стороны. Налево же немного вверх, а потом по вертикальной щели вниз попадаем к расширению, из которого весьма узкая короткая горизонтальная щель, вероятно в тот же предпоследний грот, однако щель не выглядит магистральным ходом.