в начало

Пещеры / Зимняя и Зимняя-2 / Описание

гора паук          Подходы. До станции Нанхчул можно добраться на поезде Новокузнецк-Абакан, либо на электричках. Поезд приходит в 03:50 ночи, электричка - днём. Станция (несколько домиков) находится сразу за длинным ж.д. тоннелем. Надо перейти речку Портал на левый берег и идти по укатанной дороге вниз вдоль речки по направлению поезда. Встретится первый мостик, дорога переходит на правый берег речки. Затем речка впадает в более крупную - р.Аскиз, и дорога переходит по мостику (второму) на левый берег р.Аскиз. После второго мостика дорога подходит к горе Паук с характерными известняковыми скалами с гротами. Не переходя этого мостика слева будет поляна, здесь отходит тропа вверх по р.Аскиз к многочисленным стоянкам, сперва по правому берегу Аскиза, потом и по левому. После первой пары сотен метров тропы налево круто вверх по склону ответвляется набитая тропа к п.Зимняя, которая находится почти на самом гребне. На высоте 3/4 подъёма направо траверсом уходит тропка длиной метров 70 к п.Зимняя-2, представляющей собой колодец с коротким ходом.

вход          Пещера. Вход в пещеру представляет собой большой провал выводящий в грот с наледью: грот "Ледовый". Слева заиндевевшее отверстие в обледенелый отвес 3м, рядом вмёрзшие в лёд брёвна, надо повесить верёвку, иначе трудно вылезать. Отвес выходит в большой наклонный вниз грот "Каменной реки". Не спускаясь далеко сразу справа, цепляясь за прислонённое брёвнышко, можно влезть по катушке метров 5 к ледяным сталагмитам и далее вверх по 2м уступу, на котором висит верёвочка в галерею "Белого озера" - живописный древний тупиковый меандр с несколькими озерками. Из нижней части грота "Каменной реки" теоретически можно попасть также в систему "Новобранцев" через окно в левой стене и грот "Зенит" в какое-то окно справа-сверху. Как это сделать неясно.
         Спустившись в самый низ грота "Каменной реки", попадаем в длинный вертикальный ход в завале, ход сильно протёрт и поэтому очевиден. Заканчивается он крутонаклонной катушкой "Трубы запсиба", выводящей через очко в наклонный грот "Перспективный". В нижней части грота через узость попадаем на дно пещеры - нижняя точка галереи "Магистральной". По ней можно подняться к гроту "Помпадур", перед которым будет влево ответвляться тупиковая широкая галерея с висячим камнем. Из грота "Помпадур" уходит маленькая системка "Парадоксы" и окно, расположенное довольно высоко, метрах в 7, из которого вытекает лёд. По-видимому это ход ко второму входу в пещеру. Подлезть к окну очень трудно, всё обледенелое, и возможно оно полностью залито льдом. Найти т.н. вход II с поверхности также непросто.