в начало

Пещеры / провал Юниор / Описание

Подходы. Из Бийска двигаемся сперва по Чуйскому тракту, затем в с.Усть-Сема сворачиваем к Чемалу, проезжаем его и двигаемся вдоль Катуни до моста на другой берег, далее ещё немного вверх по левому берегу Катуни и дорога уходит вверх по реке Ороктой до одноимённого села. За селом нормальная дорога заканчивается, пару километров до лесопилки на впадении р.Агайры ещё можно проехать, а дальше только на вездеходе или пешком. После развилки Ороктой-Агайры дорога бродит на правый берег Ороктоя, через километр обратно на левый. Ещё через километр влево, вверх по ручью Мергинсу, уходит накатанная лесовозная дорога, а подъём вдоль Ороктоя становится круче и каменистее. Далее встречается старый мраморный карьер по правую руку. Через километр по левую руку проходим родник, дающий начало реке Ороктой. После родника направо уходит вялая грунтовка, переваливает через перевальчик и выходит на заболоченное плато. Справа и слева плато ограничено двумя хребтиками. Под левым хребтиком (на противоположной перевалу стороне болота) видна избушка. Всё что находится выше линии перевальчик-изба (слева, если смотреть на избу с перевала), сложено сланцами. Ниже по течению хребтики становятся мраморными. Почти всё плато, кроме болота в центре, засажено молодыми саженцами лиственницы и кедра. Вода с болота едва формируется в ручей и тут же исчезает в сланцевой щебёнке, лог Кульдюк, уходящий вниз с плато сухой. Если от избы подняться на верх левого гребня, в 50м от контакта мраморов со сланцами находится внушительный провал глубиной 15м, на дне завал. В 50м от него, чуть в сторону от вершины гребня к плато – провал поменьше, это провал Юниор. Если от Юниора перевалить на другую сторону, в тех же 50м от других провалов обнаруживается провал Пасхальный. Первые два провала известны очень давно (фигурируют в отчётах томских спелеологов за 1970-й год как пп.Табунная-2 и 1, соответственно, реально известны и раньше), Пасхальный открыт в 2005 году Сергеем Величко (Новокузнецк).

Провал. Вход представляет собой колодец к20, навеска за кедр (перила) и анкер в отвес. На глубине 7м слева небольшое окно, куда можно закачнуться, и выйти в параллельный уступ, который ниже выпадает обратно в колодец. Со дна уступа в одну сторону уходит тупичок, забитый камнями, в другую – узость, за которой анкер перил, потом ещё одна узость, выпадающая в колодец к9, навеска за анкер. Обе узости были непроходимыми до работ, проведённых новокузнечанами в мае 2005 года (рук. С.Величко). Окошко на стене к9 также выпадает на дно колодца. Вниз уходит шурф, пройденный в мае 2007 года на 4м. Ход продолжается, полностью забитый грунтом и костями.