в начало

Пещеры / Кат-Шу / Описание

Подходы. Пароходом, космолётом или самокатом – до Бийска. Отсюда две альтернативных дороги к Телецкому озеру: одна вдоль Бии, через Турочак до Артыбаша; другая по Чуйскому тракту до Горно-Алтайска, далее через два перевала до Верх-Бийска опять в Артыбаш. Оба пути одинаковы по километражу, но второй предпочтительнее по качеству дороги. От Артыбаша до Иогача – мост через Бию.воронка кат-шу, 06.2006на южном плато, 05.2006 Вверх по речке Иогач уходит лесовозная дорога. Через несколько километров пересекает небольшой правый приток – р.Кокуя, которая ограничивает одноимённую гору с севера. Еще через несколько километров дорога переходит на левый берег Иогача, и ещё через километр слева виднеется пологое плечо горы Кокуя, поднятое над долиной на высоту 200 метров. Это и есть Южное плато, на котором среди молодого леса и кустов на месте старой вырубки находятся десятки карстовых воронок. В одной из них располагается вход в пещеру.

вход, 05.2006 входной колодец, 03.2007          Пещера. Вход расположен на дне воронки, под навалом из полусгнивших стволов. Сразу на левой стене анкер перил. Спуск в камине мимо заклиненной глыбы в расширение сперва до одной полочки, потом до второй, напротив которой на правой стене спит, с вкрученным нержавеющим ухом: начало собственно колодца. До этого места в течение зимы на стенах образуется наледь, из которой до середины лета вытаивают куски дерева и гальки. От спита спуск метра три до полочки на левой стене, напротив которой анкер перестёжки. Ниже колодец превращается в довольно узкую неудобную вертикальную щель. На выходе из щели надо откачнуться в сторону к полочке, возле которой забит последний спит. Далее следует отвесный спуск, стены местами трухлявые. Всего требуется метров 30 верёвки. Со дна колодца можно подняться чуть вверх под трубу с капелью, также в сторону круто вверх уходит тупиковый старый меандр с живым завалом. Основной путь – вниз по высокому меандру. На 90-градусном левом повороте сбоку справа промытая труба с капелью. Меандр обрывается в колодец 12м грота Заминка. Навеска за два спита на правой стене, нижний на уровне пола. Сверху в стороне просматривается параллельный ствол колодца. Потолка зала не видно, вероятно эта труба заложена под соседней с Кат-Шу воронкой, в паре десятков метров ниже по ложку.
грот заминка, 03.2007          На дне Заминки ровный галечно-глыбовый завал, в котором исчезает пришедшая сверху капель. От входа и до дна пещеры встречается много чёрной гальки нерастворимой породы. Зимой, до дна Заминки приходящая снаружи тяга промораживает пещеру. Сразу направо отходит узковатый меандр, который метров через 10 выпадает в верхушку т.н. Предательского меандра, о котором будет упомянуто ниже. В низу грота ненадёжный сухой завал, держащийся на большой глыбе. Вверх от завала можно подняться по осыпи до отвесной стены, справа на высоте метров 5 виднеется большое окно. Проходы вниз из грота есть с обеих сторон от глыбы. Далее начинается меандр, почти сразу справа приходит приток, который в паводок несёт основную воду, ~1л/с. Это и есть Предательский меандр. По нему можно подняться довольно далеко, миновать расширение, где над завалом справа выход в грот, из которого в сторону уходит сухой старый меандр, заканчивающийся разрухой. Если пройти мимо выхода в этот грот, через узкий косой разлом выходим в гротик с трубой, где вода вытекает из-под двух стенок и льёт сверху. В межень воды в этом притоке нету вовсе. Судя по топосъёмке, Предательский меандр перехватывает воду из воронок в ложбине, расположенных ниже входа в Кат-Шу.
грот свобода, 06.2006          Основной ход выпадает к третьему колодцу, отвес 7м, навеска за два спита на разных стенах, в паводок под душем. Дно колодца – грот Свобода.четвёртый колодец, 06.2006бахчисарайский фонтан, 06.2006 Под отвес уходит короткий ход к сифону, из которого вытекает ручей ~1л/с, расход стационарный. Потолка в гроте не видно, впрочем, как и в прилегающих меандрах. Вниз уходит меандр с цепкими кораллитиками на стенках (над входом в меандр можно подняться в небольшой висячий гротик), под конец в русле ручья появляются первые гуровые плотинки. Меандр обрывается в колодец грота Бахчисарайский Фонтан. Навеска здорово вынесена вперёд над колодцем, два спита на правой стене, перила пока не предусмотрены. Спуск 10м, посередине подвешенное гуровое озерцо. На дне грота гуры, подзаполненные галькой и глиной. Короткий переход ведёт к пятому колодцу. Сечение хода небольшое и чувствуется тяга (летом – навстречу), потолок выветрелый, сухие полки закаканы летучими мышами.уступ у8, 06.2006 Колодец 10м, Y-навеска за противоположные стены, на колодце натёчные сопли, с который вода сливается энергичным душем, но перед спуском из гурового озера над отвесом можно загодя вычерпать воду. На дне колодца заиленное озеро с вязкой глиной, под самой капелью твёрдая натёчка. Очевидный ход вниз после пары уступов уходит в глинистую обводнённую узость.утопия, 06.2006 Поэтому спускаться следует из-под колодца в небольшое окошко справа. Уступ суммарно 8м, навеска за проушину, верёвка сильно ложится. Уступ спускается каскадами и выходит на прямой разломчик. Вверх по нему (влево) подъём к очку, за которым небольшой тупиковый гротик. Вправо уходит короткий горизонтальный подтопленный озерцами ход Утопия, в котором всё ещё висит белая сосулька. Ход расширяется, слева впадает крупный Чистый приток с расходом также ~1л/с в межень. В устье приток протаранивает мощный пласт нерастворимых пород, около метра толщиной. Вверх по притоку уходит галерея, которая быстро ныряет сперва в чистый ползун, а потом в жидкую глину и, наконец, выходит в расширение. Из-под стенки вытекает небольшая часть воды, основной поток приходит сверху из висячего завала им. А.Матросова. Глыбы крупные, сквозь них виднеется проход и даже слышится объём, но висят они на честном слове, которое не хочется трогать.
грот виктория, 06.2006          После слияния ручей выходит в крупный грот Виктория и течёт вдоль его правой стены. Влево круто вверх уходит мощный живой завал, по которому можно подняться до самого верха, где под стену вниз, а потом вверх по завалу уходит проход в грот Посторонним В. Проход узкий, летняя тяга навстречу, потолок выветрелый, на полу какашки летучих мышей, над выходом в грот висит очень сильно растресканная плита, причём её устрашающее состояние можно оценить только с обратной стороны. В гроте много красивой натёчки, очень полого вниз уходит маленький ход, ведущий в систему грота Италия. Ход выпадает под потолок поперечного высокого меандра. Направо меандр полого идёт вниз, однако по его дну идти невозможно, проходимые габариты посередине высоты, меандр заканчивается узостью. Налево меандр выходит в грот Италия, с густо заросшим макаронами потолком, под ногами хрустит ковёр осыпавшихся. Из грота правый широкий ход кончается глиняной пробкой, левый узкий приводит к восходящему камину.
ползун в конце проспекта, 06.2006новодиггерский проспект, 06.2006          Вернёмся в Викторию. Ручей упирается в завал, над этим местом из потолка в паводок льёт капель, слева из окон в стене выходят два притока, у верхнего из них стоит мощная глыба в виде колонны. Вода свободно проходит сквозь завал, есть несколько проходов. Под завалом следует как бы продолжение грота. Постепенно грот превращается в галерею Новодиггерский Проспект. На полу большое количество глыб интрузивных пород, на потолке и стенах местами макароны, сталактиты, колонны. Проспект прерывается низким ползуном, а затем входит в меандр.грот ёлки, 03.2007 Чувствуется встречная тяга (летом). Меандр оканчивается уступом у3, где ручей опять прорывает пласт чёрной породы, метра полтора. Слева приходит просторная галерея Глиняного притока, почти над впадением притока чуть слева на потолке большая труба. Сам приток ничтожный, но галерея солидная, она сильно заглинена, упирается в восходящий уступ у4, на нём забито 1 или 2 спита. Дальше галерея продолжается и выходит в грот Ёлки, представляющий собой наклонный разлом с гладким косым потолком и параллельным глиняным полом, на котором растут пагоды. В покатом полу прорезан узкий меандр, уходящий в непроходимую щель направо. Налево можно подняться к тупикующемуся гротику.
         Ниже Глиняного притока ручей заходит в косой разлом, затем течёт через небольшой грот с двумя трубами и спускается в узкую косую щель, и вниз вдоль неё. Вероятно, в катастрофические паводки пещера затапливается до верха этой щели: на стенах и потолке мусор и грязная пена. На выходе из щели – грот Фотофиниш с несколькими белыми натёчками. После короткого понижения свода ещё один грот с глиняными наносами на стенах. В конце грота очень ненадёжный короткий завал, на выходе из которого расширение со спуском по камням к зеркалу сифона. После разбора глыб, заклиненных над сифоном он представляет собой затопленный вертикальный колодец сечением порядка 1м2 и глубиной метра 3-4 (судя по звуку падения глыб на дно).