в начало

Пещеры / Кёк-Таш / Описание

наледь

     Подходы. От Бийска до села Камлак можно доехать на автобусах, идущих в Онгудай или Шебалино, но они выходят днём, быстрее доехать до Горно-Алтайска, а оттуда через Камлак (70км по Чуйскому тракту) идёт куча автобусов, либо можно найти машину. От мостика через ручей Камлак вверх по логу начинается дорога на плато (17км). Слева остаётся ферма, затем вторая дойка. Через 10 км т.н. 3-я дойка. Летом в домике живут пастухи, зимой никого нет, печку увозят. Как правило, до 3-й дойки дорога проезжая, но зимой часто образуются мощные наледи.
подъём за 3-й дойкой
     Далее дорога переходит на левый берег, становится грунтовая, с сильно размытыми колеями, зимой может быть заметена, а может быть накатана при вывозе тюков сена или хлыстов – лесорубами. Вскоре после 3-й дойки направо ответвляется крутой подъём на нужный перевал в долину Камышлы, этот отворот слишком крут для транспорта и зимой чаще всего заметён. Основная дорога продолжает идти прямо по дну долины, поднимается на другой перевал, в долину Устюбы (с него можно спуститься, пересечь долину Устюбы и выйти на плато Метлево к п.Алтайской), но затем круто поворачивает направо и поднимается по косогору к упомянутому перевалу на Камышлу. После перевала дорога плоха видна, колеи разбредаются по широкой луговине, чтобы обогрнуть болотце. Надо двигаться влево, не теряя высоты. Дорога заходит в лес, движется по гребню, переходя с одной стороны на другую, затем снова выходит на луга и пересекает болотину. Справа внизу виднеется летник на Камышле. Далее дорога поднимается на перевал на плато Чистые Болота, заворачивает влево, идёт вдоль кромки леса.
на плато овраги вход зимой
Пещера Кёк-Таш находится на противоположном краю плато, за большим болотом, где сливаются два крупных оврага. В большем из оврагов (правом) основной ручей уходит в п.Камышлинский Провал (колодец 45м), на дне меньшего, левого, оврага небольшой ручеёк исчезает между камней, далее небольшое возвышение-перемычка, на котором вход в п.Кёк-Таш, дальше большая глухая воронка.
     На этом же плато расположены пещеры Дуэт, СОАНтехническая, Опасная, Камышлинская.

вход летом
     Пещера. Вход – дырка между камней диаметром 0.5м, зимой может быть засыпан снегом, но вокруг продышанные отверстия. Далее узкий горизонтальный ход под правый борт оврага приводит в вертикальный камин 4м прямо над первым колодцем (навеска SRT: верёвка 34м, 7 крючьев. Здесь и далее навеска на случай паводка, по описанию С.Купцова, клуб Солнышко. В зимнюю межень значительное число перестёжек можно исключить.), грот Променаж. Налево вниз – ход к завалу, из завала зимой сильная тяга. Летом, в паводок, тут же появляется ручей из левого оврага и исчезает в завале, зимой были случаи, что через невидимые дыры в потолке над входом в завал насыпался снежный конус (02.1997). Довольно длинный ход в завале, в начальной части которого периодически обваливающийся участок. Завал заканчивается калибром Ласточка (некогда серьёзное препятствие в виде двойной узости, сильно расширен в 2000-е). После калибра следует узкий меандр, по которому летом течёт ручеёк, выводящий в небольшой грот Тройник. Направо вниз ход к сильно обводнённому летом колодцу, стандартный путь – налево вверх стеночка 4м, далее ход направо ко второму колодцу. Ответвление налево приводит к месту, откуда появляется ручей из Камышлинского Провала, зимой тут приходит сильная холодная тяга, которая, прогреваясь, сбрасывается наружу через вход в Кёк-Таш.
второй колодец четвёртый колодец
     Второй колодец в паводок с душем, обычно сухой (верёвка 27м, 5 крючьев). Дальше проход под параллельный колодец, которым приходит вода, после чего потолок понижается, озерцо с глиной глубиной 30см с галечным пляжиком. Вода уходит в третий колодец, надо пройти направо, навеска посуху через окно на высоте 2.5м (верёвка 13м, 2 крюка). Коротенький меандр, 4-й колодец (42м, 8 крючьев). Летом колодец обводнен, навеска выносится далеко вперёд, сперва перилами над колодцем, потом перестёжками. Далее довольно длинный меандр, в одном месте довольно узко. Ручей уходит в Первый сифон. До этого надо не прозевать, в правой стене подняться на 2м, выйти в старую галерею с натёчкой – ход Гуровый. Уступ 3м проходим свободным заланьем, далее ход с озерцами выходит на ручей, вниз по нему 5-й колодец (верёвка 42м, 7 крючьев).
хаос натёки в хаосе
Вниз по руслу ручья меандр приходит к уступу 5м (верёвка 12м, 3 крюка), выходим в грот Хаос. Если после пятого колодца подняться от воды вверх на завал – попадаем в грот Мрачный, а далее в грот Такыр, из которого через раскопаную глиняную узость можно пролезть в галерейку, также выводящую в грот Хаос, справа от ручья.
     В Хаосе ручей уходит вниз вдоль правой стенки в завал, местами довольно неприятный, далее по крутопадающему ходу Барнаульский Бобслей ко Второму сифону. Вроде бы, сифон ~15м пройден с аквалангом, за ним Бобслей продолжается и ручей уходит в новый сифон, назовём его 2А. Если в Хаосе сразу от входа подняться налево, на самом верху завала хорошее место для базы: большая сухая ровная площадка.
заповедник чистый меандр
     На дно. Если перевалить через завал, налево начинается чистый сухой меандр. Прямо над входом в меандр имеется сухой горизонтальный ход, приводящий в тупиковый грот Заповедник. Вниз же по меандру уступ 3м (верёвка 10м, 3 крюка). Далее шестой колодец (верёвка 16м, 4 крюка). На колодце слева есть полка, с которой можно подняться к низу трубы, в эту же трубу выпадает ходик, начинающийся над пройденным ранее 3м уступом.
полусифон грот нэти
От колодца движемся вниз, к Гуровой катушке (верёвка 35м, 2 крюка + петля за сталагмит). За катушкой следует полусифон 12м, глубина 1-1.2м, зазор до потолка 30-50см, уровень воды стационарный. Глиняная катушка вверх приводит к окошку в колодец НЭТИ (верёвка 72м, 6 крючьев). На дне колодца, если стоять лицом к навеске, направо обглиненный ход ведёт в галерею Морской Проспект – протяжённый высокий ход с озерцами. В конце галерея начинает спускаться, следует отвес 4м, навеска за глыбу на полу (висит стационарная верёвка ~10м). Внизу сильно обглиненный ход, спускаясь, приводит на Старое Дно, к 4-му сифону (отметка −340м). На 02.2001 воды в сифоне не было, ход заканчивался отверстием диаметром 30см, выпадающим в узкий промытый ход.
траверс
     Новое дно. Не доходя по пути на дно десяток метров до последней навески на уступ, можно немного подняться к двум крючьям на правой стене, от которых пройти траверсом по левой стене (ещё один крюк для страховки слева) на высоте нескольких метров над нисходящим ходом и выйти в прямую галерею. Сухая галерея скоро становится обглиненным ходом, потолок понижается, ход идёт вниз к стоячей луже-полусифону.
исток речки дно
Далее ход идёт вверх в грот с налепленными глиняными фигурами. Справа приходит очень глинистый приточек. После короткого хода ещё гротик, справа по чистой стенке сочится ручеёк. Кругом всё в полужидкой глине. Уступ 5м, навеска справа за проушину (верёвка 10м). Короткий глиняный ход внезапно выходит на речку: вода с расходом ~10л/с выходит под напором из камней, течёт 15м по глиняному руслу и уходит в непроходимые щели.
     Засифонье. Вернёмся к колодцу НЭТИ, налево (если встать лицом к навеске) после короткого перехода круто вниз уходит глиняная катушка к 3-му сифону (отметка −312м). В зимнюю межень сифон можно пронырнуть, длина сифона 1-1.5м, ширина хода 1.5-2м, высота 30-40см, на дне щебёнка, хорошо прокрикивается за счёт незатопленного желобка на потолке. Если лечь в него ногами вперёд, то ноги уже высовываются с той стороны. За сифоном идёт полузатопленный горизонтальный ход. Дальше через ещё одно озеро ход, поднимаясь, приводит в грот с крутой глиняной катушкой слева направо. Вправо вниз обглиненная воронка, через завал можно выйти на чистое русло ручья, заканчивается сифоном (3А).
3-й грот засифонья
Пересекая грот с глиной, выходим во второй грот, налево вверх новая катушка (глухой тупик). Вниз по гальке выходим к руслу ручья. Налево вниз узкий извилистый меандр заканчивается узким горизонтальным блином. А прямо по ходу третий грот, из него налево вверх крутая тупиковая катушка, ручей вытекает чуть левее из стенки на высоте 3м, вверх по руслу узкий меандр с лужами, заканчивается подъёмом к грифону (3Б). В меандре встречаются обрывки верёвок, старые батарейки: очевидно, этот ручей – продолжение Барнаульского Бобслея. Во всей системе за сифоном паводковый мусор, в глине проросшие семена. Судя по мусору на потолке, система полностью затапливается.