в начало

Пещеры / СОАНтехническая / Описание

Подходы. От Бийска до с.Камлак можно добраться автобусами. Есть пара прямых рейсов на Онгудай и Шебалино, но оперативнее доехать до Горно-Алтайска, откуда рейсов гораздо больше. От мостика через р.Камлак по её левому (орографически) берегу начинается дорога на плато. Через 1.5 км в районе слияния Большого и Малого Камлаков, далеко слева виднеется ферма. Дорога уходит вверх по долине р.Мал.Камлак.на перевал Через ~5 км километров на дороге встретится вторая дойка, а через 8 км, на развилке ручья – т.н. 3-я дойка. На дойках принято на зиму увозить печку и прочие предметы быта, поэтому зимой рассчитывать на ночлег в них не стоит. До 3-й дойки дорога приличная, проезжая для легкового транспорта. От дойки налево уходит дорога в долину р.Устюбы, а направо начинается сильно размытый подъём. Вскоре направо на косогор ответвляется короткий, но крутой подъём на перевал, а основная дорога идёт дальше вдоль долины, делает крюк с заходом на перевал в долину Устюбы, после чего поднимается вдоль гребня и сочетается с коротким подъёмом, уже на перевале в долину Камышлы.
         С перевала открывается вид на луговину, спускающуюся к Камышле. Дорога идёт налево, траверсом над долиной, пересекает болотину, в которой дорога сильно разбредается, затем заходит в лес на гребешок, переходя с одной его стороны на другую. В какой-то точке слева открывается вид на скальные сбросы левого борта Устюбы (г.Коптелов Камень). Затем дорога опять выходит на луговины над Камышлой, внизу видна изба пастухов. Дорога пересекает ещё одну болотину и поднимается на небольшой перевал, с которого выходит на плато (16 км от Камлака). Дорога на плато существует и зимой, для вывоза сена с покосов Чистых болот.
         Далее дорога идёт вдоль левого края плато, вдоль кромки леса. Справа остаётся большая луговина и болото, питающее п.Кёк-Таш.воронка соантехнической Слева, на сопке, прячется скальник со входом в п.Камышлинскую. Дорога постепенно теряется, подходит вплотную к овражку, в котором расположена п.Дуэт, оставляя его слева. Далее надо подняться на перегиб плато, оставляя островной перелесок справа. С перегиба направо уходит луговина к болотцу, питающему п.Опасную, а налево, спускаясь, уходит относительно узкая луговина, на которой попадутся две залесенных воронки-овражка, расположенные под углом друг к другу и почти соприкасающиеся. От этой двойной воронки надо повернуть налево к лесу и выйти к округлой воронке п.Соантехнической (18 км от Камлака). Характерные приметы: у воронки растёт молодая раздвоенная сосна, а в самой воронке торчат скальные выходы. Вход расположен в ближнем борту воронки, по дальнему в дождливую погоду стекает ручеёк.

Пещера. Вход представляет собой вертикальный неширокий проход в завале. Весьма грязно из-за попадающего с поверхности грунта. После пары сужений выход в камеру. Далее ход продолжается и выводит в отсадочный грот. Появляется ручей. Завал заканчивается уступом, лазание свободное, но можно повесить страховку.бульвар сантехниковниппельвходной завал Далее начинается меандр Бульвар Сантехников. По дну течёт ручей, на стенах много старой натёчки. Встречается несколько некритичных сужений, затрудняющих транспортировку груза. Узость, видимо, расширенная первопроходцами, на входе в уступ Ниппель. Тут весьма желательно сделать навеску (на левой стене два шлямбура): уступ небольшой ~4м, но выход – из узости, а далее довольно гладкие стенки.пагода Далее по меандру встречаются уступы, все они проходятся несложным свободным лазанием, кое-где забиты крючья. Перед выходом к колодцам узкий горизонтальный проход по воде. Над первой дырой в колодец к38 сталагмит слева, однако лучше пройти дальше. За сужением два шлямбурных крюка слева, и спит гораздо выше, на правой стенке. Навеска тут требует доработки. Спуск ~7м до большой полки в cтороне от воды. Тут перестёжка за шлямбурный крюк. С полки уходит широкий ход в систему грота Висячего. Налево и вверх ходы к тупиковым колодцам. Направо и вниз среди глыб проход к гроту Пагода, для спуска необходима навеска ~10м. В гроте большая натёчная пагода высотой около 2м.
перила на втором колодце перестёжка на первом колодце          Вернёмся к перестёжке. Отсюда спуск вниз вдоль воды к полке из заклиненных глыб, ещё одна перестёжка за шлямбур. Дальнейший спуск под заметным душем (летом). Колодец красивый, в светло-серых известняках. Далее короткий проход к следующему колодцу. Перила за глыбу, потом за шлямбурный крюк на полочке над колодцем, и, наконец, спит "за углом" (необходим ещё один крюк для дублирования). Колодец красивый, в объёме большого грота вдоль гладкого зеркала вертикальной стены.лидия Внизу завал из камней, сцементированных глиной. Та часть, куда падает вода, отмыта, завал просел на 5-7м, отделившись от второй верхней "сухой" части грота ненадёжной стенкой из глыб, лазание опасное! Из сухой части грота между глыб проход под стену в просторные обвальные объёмы. В дальней части галереи вертикальный спуск в грот Лидия, лазание свободное. В окончании грота неожиданно выход к высокому меандру, по которому навстречу течёт микро-ручеёк, стекает с натёчного уступа в озерко, украшенное цветами. Над озерком шлямбурный крюк: очевидно, первопроходцы сделали восхождение, закрывшее перспективы в этом направлении. Лазить снова – нежелательно, чтоб не засыпать глиной озерко. Перед спуском в Лидию направо уходит восходящий укий ход в завале, выводящий в большой обвальный грот Двери. В ближней его части натёчная стенка с капелью.
база          Вернёмся под второй колодец. Из нижней мокрой части грота вода бежит по завалу, на выходе из грота, выше основного хода, чуть влево, уходит старый глиняный ход, ведущий в грот База. Тут труба с капелью, неровная площадка под палатку. Древний ход продолжается ещё довольно далеко, проходит над тупиковым колодцем и глухо затыкается сухими глиняными восходящими щелями.
         Ещё раз вернёмся под второй колодец. Основной ход идёт вдоль воды к уступу ~3м, выход в который из узости, лазание свободное, но можно постраховаться. Подход к третьему колодцу над меандром, перила за проушину, потом шлямбур, затем перестёжка за локальную петлю на сталагмите. На перегибе в нижней части ещё одна перестёжка за естественную опору. Со дна колодца, в стороне от воды уходит крутопадающий неширокий, но высокий ход Пролётный Стан с заглиненными ножами на стенках. По пути два уступа. После нижнего из них, вода тут же падает в вертикальный промытый разлом, к непроходимым узостям. А влево из гротика, в котором лежат огромные лом и кувалда, уходит горизонтальная разбитая узость, за которой узкий обглиненный спуск вниз с ощутимой тягой, к журчанию воды, желательна верёвка.