в начало

Пещеры / Аккорд / Описание

Подходы. До станции Нанхчул можно добраться на поезде Новокузнецк-Абакан, либо на электричках. Поезд приходит в 03:50 ночи, электричка - днём. Станция (несколько домиков) находится сразу за длинным ж.д. тоннелем. Дальше надо идти по укатанной дороге вниз вдоль речки (по направлению поезда), встретится мостик (первый). Затем речка впадает в более крупную - р.Аскиз, дорога переходит по мостику (второму) на левый берег р.Аскиз. Не переходя этого мостика слева будет поляна, здесь отходит тропа вверх по р.Аскиз к п.Зимняя. После второго мостика дорога подходит к горе Паук с характерными известняковыми скалами с гротами. Сразу за Пауком налево вверх по ложбине, уходит просёлочная дорога, подходящая к каньону, оставляя его слева. Если проскочить каньон, то дорога выходит на плато с воронками. Воды нигде нет. Спуск в каньон очень крутой, на дне вход в пещеру Аккорд. В самом начале спуска слева грот, вход затянут полиэтиленом (12.2001), бревенчатые нары (слава С.Величко!), из-за тяги воздуха относительно тепло.

Пещера. Вход в пещеру - небольшое отверстие - расположен в правом борту каньона на высоте 5м, рядом табличка с названием. Стоит деревянная лестница. Сразу отвес 5м, облазится справа по полочке и далее по стационарной деревянной лестнице. Заметная тяга воздуха внутрь пещеры, холодно, на полу лёд. Если стоять спиной к входу, справа узкий горизонтальный ход, выводящий к колодцу 20м, на входе 3 шл. крюка для навески, над самим колодцем ещё два, плюс пара крючьев для оттяжек под SRT. Колодец сперва отвесный, дальше выводит к ледяному языку, затем ледяная катушка. Справа небольшая площадка, где можно поставить палатку. (Внимание! см. примечание) Вниз по завальному ходу приходим к узости "Мягкий шкурник". Иногда (май '2002) в шкурнике стоит лужица с водой. Сразу за шкурником направо ответвление, из которого направо вверх сквозь наледь протаян ход в грот "Телевизор", дальше два параллельных хода вниз в большой грот "Прогрессор". Этот путь заметно проще и быстрее, чем старый, через "Шкляву":
         Если миновать ответвление, ход вниз приводит в небольшой гротик с ледяным полом, из дырки в стене вытекает ледяной язык, висящий в воздухе, сверху висит трос. Ход вниз идёт мимо наледи справа к "Шкляве" - ледяной надолб поперёк хода с узким отверстием в верхней части. (Примечания. Слева вниз летом бывает ход в систему "Генуя", однако когда там был автор он был затянут льдом. Вверх в 1996г над ледяным языком висел стационарный трос, ведущий в небольшую систему гротов, лазание сложное даже с тросом, так как стены покрыты льдом, как и то, за что закреплён трос.) После "Шклявы" выходим в грот "Прогрессор" левее выхода из "Телевизора".
         В "Прогрессоре" направо в самом низу уходит ход в тупиковый грот "Лисья морда" с оставленной кем-то посудой. Слева от него из "Прогрессора" уходит вверх глиняная катушка, и затем вниз, выводит в грот "Апрель". Ещё левее катушки, из "Прогрессора" вниз в завале между глыб уходит довольно длинный ход, приводящий к небольшой катушке, с которой вверх уходят "Молочные трубы", лазание в распоре, а вниз - широкий тупиковый ход.
         Возвращаемся в "Апрель". Основной ход отсюда - крутая натёчная катушка и обрыв вниз, ведущие к балкону со сталагмитами над "Гротом 100 свечей". Однако на балкон из "Апреля" ведёт простой путь в завале слева от обрыва. Правее обрыва, метрах в 20, вверх по разлому уходит крючьевая дорожка в систему "Театральная". Первый крюк на высоте метра 3-4, надо подлезть, но его можно заметить снизу, всего 10 крючьев. Лазанье трудное, лучше всего использовать лесенки. Крючья идут сначала вверх метров 15, потом почти горизонтально влево и выводят на большую полку, к крючьям для навески. Дальше сложный траверс над колодцем в грот "Апрель" (?). Лезть легче, если увидеть зацепы выше по левой стенке в натеке над траверсом. Необходима хорошая страховка. Попадаем в красивый грот со множеством натеков. Возвращаться тем же путем или в колодец над которым траверсировали. Были крючья. Под стенкой в "Театральную" есть ровная площадка под палатку, но воды нет.
         Балкон обрывается колодцем метров 15 в "Грот 100 свечей", но можно обойти колодец по узкому вертикальному лазу под стенкой справа. "Грот 100 свечей" большой, красивый, с белой натёчкой по стенкам. Вниз налево по гроту выходим к тупиковой катушке "Антракт", для спуска необходима верёвка. Стоя спиной к балкону, на противоположной стене грота можно увидеть небольшую полку на высоте 10м, залезть достаточно трудно, в верхней части гладкая натёчка, висела потёртая верёвка. С полки два хода: один влево вниз, наклонный колодец в систему "Гоп-Стоп". Над колодцем справа три крюка с которых можно делать навеску как в "100 свечей", так и в "Гоп-стоп". Колодец длиной 60м почти по всей длине идти в распоре (?), вертикален лишь в последних 5 метрах. Примерно на половине спуска колодец разветвляется. Если повиснуть спиной ко входу, то спускаться нужно в левый ход, правый тупиковый. В "Гоп-Стоп" есть небольшое озеро с плавающим в нём сапогом (вода иногда уходит). Другой ход с той же полки ведет направо вверх в систему "Розарий". По пути стеночка 4м, висела верёвка. Если двигаться прямо, в самом верху несколько красивых высохших гуровых озерков. Весной (май '2002) гуры заполняются водой! Если не доходя гуров свернуть налево, через сужение выходим в обвальный тупиковый грот "Понедельник".

Примечание. 30.09.2002 пришла следующая «Информация для сибиряков, которые в ближайшее время соберутся посетить пещеру Аккорд (Хакассия). Тактика прохождения пещеры несколько изменилась: так называемый "мягкий шкурник" полностью затёк льдом, но прямо (точнее - направо) из-под входного колодца образовался проход в виде ледяной катушки 15-20м, с двумя уступчиками, выводящий прямо в Телевизор. На организацию перил уходит около 30м верёвки, если использовать наполовину забитые кем-то спиты (2шт, уши сняты) по правой стенке катушки (если смотреть вниз). Хочу ещё предупредить об опасности падения камней с карниза на входном колодце, в районе карема (выхода "нижней трубы"), группе, собравшейся на прохождение пещеры надо позаботиться об инструменте для очистки "живых" камней.» /Величко Сергей/.